Буковинський Державний Медичний Університет

БІБЛІОТЕКА

Вдосконалюємося для вас!
Вгору

Декоративно-прикладное искусство от поздней античности до поздней готики

Декоративно-прикладное искусство от поздней античности до поздней готики из собраний музея Метрополитен, Нью-Йорк. 
 
         В августе 1975 года было подписано соглашение между Музеем Метрополитен и Министерством культуры СССР об обмене рядом выставок. В Соединенных Штатах, особенно в Нью-Йорке, это событие было встречено с радостью, так как американцы узнали о том, что в ближайшем будущем они по­лучат возможность познакомиться с выдающимися шедеврами из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Эрмитажа и Музеев Кремля, Ожидания оправдались. За бесподобной выставкой скифского золота в 1975 году последовала экспозиция русского костюма. Два года спустя мы познакомились с русской и советской живописью, а в 1979 году— с шедеврами эмальерного и ювелирного искусства из кремлевского собрания.
        Тогда же советские зрители получили возможность увидеть сто прекраснейших живописных полотен из Музея Метрополитен, затем — экспонаты из коллекции золота доколумбовой Америки из собрания того же музея, выставку, представившую американскую ветвь живописи романтического направления и ряд произведений из коллекции классической живописи.
        После подписания Генеральным секретарем Горбачевым и Президентом Рейганом соглашения о культурном обмене, которое состоялось во время встречи на высшем уровне в Женеве в 1985 году, для возобновления культурного обмена между двумя странами открылись новые возможности. В соответствии с этим соглашением Министерство культуры СССР и два американских музея — Музей Метрополитен и Художественный институт Чикаго—подписали протокол, который определял программу обмена, предусматривающую по две выставки с каждой стороны в ближайшие несколько лет. Первая советская выставка — голландской и фламандской живописи — состоялась в 1988 году. В то время когда она развернулась в Нью-Йорке и Чикаго, в Москве и Ленинграде состоялась ответная выставка французской живописи XIX века, на которой демонстрировался пятьдесят один холст из Соединенных Штатов, причем тридцать было отобрано из собрания Художественного института Чикаго, а остальные — из Музея Метрополитен.
            Коллекция искусства средневековья Музея Метрополитен (отдела искусства средневековья и галереи Клойстерс) является самой крупной в Северной Америке. Все периоды — от зарождения христианства до Северного Возрождения — нашли широкое отражение в самых разнообразных экспонатах: от скромных предметов, типичных для эпохи, до истинных шедевров. Самое большое место занимают экспонаты из обширных коллекций Дж. Пирпонта Моргана, в 1919 году переданных его сыном Музею Метрополитен. Собрание было значительно пополнено благодаря щедрости Дж. Д. Рокфеллера-младшего, который принес в дар музею свою коллекцию произведений искусства эпохи средневековья, построил здание Клойстерс как филиал отдела средневекового искусства и предоставил средства для приобретения новых экспонатов. Собрание Художественного института Чикаго количественно меньше, но и оно содержит значительные произведения. Любой музей мира позавидовал бы изумительному торсу работы Жака де Барзе, который был выполнен для Филиппа Смело­го, герцога Бургундского (кат. 57). Художественному институту Чикаго также принадлежат три прекрасные вещи из числа знаменитых гвельфских сокровищ (кат. 50, 54, 55), тогда как Музей Метрополитен таковыми не располагает. Объединение усилий обоих музеев и позволило организовать данную экспозицию, которая отражает почти все грани искусства средневековья за период, охватывающий более тысячелетия, с его разнообразием стилей, техники и мастерства художественного выражения.
        Мы рады тому, что эти бесценные сокровища будут выставлены в двух самых знаменитых советских музеях. Надеемся, что они порадуют зрителей своим великолепием и разбудят воображение многих посетителей выставки.
ФИЛИПП ДЕ МОНТЕБЕЛЛО 
директор Музея Метрополитен, 
Нью-Йорк 
ДЖЕЙМС Н. ВУД 
директор Художественного 
института, Чикаго 
   
        Собрание средневекового искусства в Музее Метрополитен разделено на две части. Одна из них находится в основном здании музея на Пятой авеню, другая — в галерее Клойстерс, расположенной на высоком обрыве в Форт Трион Парке на северной оконечности острова Манхеттен.
        Коллекции первого раздела охватывают весь период истории христианского мира Востока и Запада длительностью в полторы тысячи лет, начиная с самых ранних попыток художественного творчества до Северного Ренессанса. Подробно и широко представлены эпоха раннего христианства, искусство Византии, период Великого переселения народов и государства франков, галло-римское и ирландско-саксонское искусство, каролингское и оттоновское «Возрождение», романский стиль, высокая и поздняя готика.
        Экспозиции галереи Клойстерс охватывают более узкий период: с двенадцатого до начала шестнадцатого века. Помимо многочисленных образцов романской и готической скульптуры, являющейся неотъемлемой частью интерьеров галереи, здесь находится небольшая коллекция, которая славится не столько полнотой охвата культуры данного периода, сколько редкостью и ценностью своих экспонатов.
        Среди многих создателей отдела искусства средневековья имена Альтмана, Дрейсера, Блюменталя и других коллекционеров следует особо отметить Джона Пирпонта Моргана, составившего себе огромное состояние на Уолл-Стрит. Он известен весомым вкладом в культурную сокровищницу страны.
        Искусством Морган интересовался всегда, но в 1907 году, когда ему было уже за шестьдесят, он отошел от активной деловой жизни и начал серьезно заниматься коллекционированием.
        Подолгу путешествуя по Европе, он собрал несметное количество разнообразных произведений искусства. Возможно, его интерес к историческому контексту, романтической тайне, скрывающейся за предметом, и пробудил в нем особую любовь к искусству средневековья и Возрождения. Большая часть собрания Моргана хранилась в его особняке в Лондоне, однако впоследствии, когда в США была отменена высокая (почти 20%) таможенная пошлина на ввоз произведений искусства, а в Англии катастрофически возрос налог на наследство, она была перевезена в Нью-Йорк.
        Когда в 1913 году Джон Пирпонт Морган скончался, большая часть его коллекции, завещанной им сыну Джону Пирпонту Моргану-младшему, находилась нераспакованная в подвале Музея Метрополитен. В 1917 году Морган-младший передал в дар музею почти восемь тысяч предметов из коллекции отца, но поставил условие, чтобы они были выставлены как единое целое.
        В 1943 году это ограничение было снято, и экспонаты, подаренные Морганом, распределили по различным отделам музея. Но и сейчас, более чем через семьдесят лет после того, как они стали доступны для обозрения, большинство из них по-прежнему находится в пер­воначальной экспозиции как свидетельство признания вкуса человека, который коллекционировал с таким же размахом, как и жил.
        Собрание Клойстерс существует благодаря щедрости мецената Джона Д. Рокфеллера-младшего и его сотрудничеству с талантливым хранителем Музея Метрополитен Джеймсом Дж. Роримером, который позже стал его директором. Однако, начало коллекции положил американский скульптор Джордж Грей Барнард. На рубеже веков он работал в Париже. Чтобы заработать денег на студию, Барнард во время своих многочисленных поездок на юг Франции покупал старинную скульптуру, которую затем выгодно продавал парижским дельцам. Он также систематически собирал и собственную коллекцию, в основном — произведения скульптуры, когда-то украшавшие архитектурные сооружения, например, старые разрушенные монастыри.
        Барнард вывез свое собрание в Нью-Йорк перед самым принятием закона об охране исторических памятников, целью которого было защитить право Франции на владение собственным культурным наследием. В Нью-Йорке он создал студию и разместил коллекцию так, что создавалось впечатление подлинного окружения, в котором когда-то находились скульптуры и другие произведения. Для многих американцев это была единственная возможность ощутить истинный дух эпохи средневековья. На Рокфеллера коллекция Барнарда произвела столь сильное впечатление, что когда скульптор стал испытывать финансовые затруднения, тот нашел возможность предоставить Музею Метрополитен деньги для ее приобретения.
        Вскоре стало очевидно, что для размещения всей коллекции потребуется отдельное здание. В результате появился филиал музея— галлерея Клойстерс, которая была задумана и построена так, что само ее здание, не воспроизводя какой-то конкретный памятник, органично включило в свой интерьер элементы средневековой скульптуры. Кроме того, Рокфеллер оставил музею крупный денежный фонд, позволивший галерее Клойстерс приобретать на международном рынке выдающиеся художественные произведения. В последующие годы ее коллекция была значительно расширена и обогащена.
        По сравнению с богатством и разнообразием предметов средневекового искусства в Музее Метрополитен (в том числе — в галерее Клойстерс) Художественный институт Чикаго обладает более скромной коллекцией, хотя и здесь имеется ряд выдающихся произведений. Предметы, относящиеся к эпохе средневековья, начали поступать сюда сразу же после учреждения института в 1879 году.
        В течение первых пятидесяти лет его существования два основателя института — Чарльз Хатчинсон, бывший его президентом в течение сорока трех лет, и Мартин Райерсон – его единственный крупный благотворитель, передали ему в дар ткани и предметы, относящиеся к эпохам средневековья и Возрождения.
        Но основу средневековой коллекции составили памятники, подаренные мисс Кейт С. Букингэм: каменные скульптуры, архитектурные детали и шпалеры. В 1922 году по ее инициативе была создана готическая комната, в которой эти экспонаты расположились как бы в ес­тественном окружении. Мисс Букингэм также предоставила институту значительный денежный фонд, позволивший в период второй мировой войны значительно пополнить его коллекции. Так, за двенадцать месяцев 1942/43 года в Чикаго появилась пластинка с изображением епископа, страница из рукописи «Житие св. Григория», каменная голова мужчины, «Христос» работы Жака де Барзе, бюст-реликварий св. Маргариты Анти-охийской.
        Благодаря стараниям хранителей Мейрика Роджерса и Освальда Гетца качественный уровень средневекового собрания заметно возрос. Значительным событием в истории коллекции было приобретение в период с 1931 по 1962 год восьми литургических предметов из гвельфской сокровищницы.
        Предметы из коллекций Музея Метрополитен и Художественного института Чикаго отбирались для настоящей выставки не только сообразно их красоте и ценности, но и их способности показать характерные черты той или иной школы или периода в целом. Деталь колесницы — это один из немногих предметов из галльской провинции, о чем свидетельствуют плотные, уравновешенные фигуры, ти­пичные для галло-римского стиля. Среди образцов серебра из Константинополя — блюдо со сценой представления Давида Саулу из сокровищницы в Каравасе на Кипре. Пластинка из слоновой кости с изображением св. Иоанна Евангелиста является великолепным и единственным в Северной Америке примером работы придворной школы Карла Великого.
        После триптиха из Ставело эмаль с изображением Сошествия св. Духа на апостолов считается самым изысканным образцом работы маасских ювелиров в Соединенных Штатах.
        Небольшой рельеф с изображением св. Семейства на пути в Египет представляет собой наглядный пример ранней готики, тогда как голова Давида является единственным фрагментом ранней готики из собрания Нотр-Дам, находящимся вне Парижа.
        Из большого собрания лиможских эмалей, принадлежащих Музею Метрополитен, в настоящую экспозицию включены самые ранние вещи, в том числе пластинка с Распятием работы знаменитой мастерской в Гранмоне в окрестностях Лиможа. Чикагский торс распятого Христа наилучшим образом представляет скульптуру около 1400 года работы Жака де Барзе. Оба музея предоставили также великолеп­ные памятники периода поздней готики: кадило из сокровищницы Базельского собора и кубок. Чудесный витраж с изображением Богоматери на полумесяце стилистически близок работам Мастера амстердамского кабинета. Очень интересна также фигура св. Иакова — редкий пример скульптуры, выполненной известным мастером и являющейся частью памятника, сохранившегося до наших дней.
        В целом вся выставка дает представление о стилистическом богатстве искусства средневековой Европы, и мы надеемся, что она порадует советских зрителей разнообразием и великолепием экспонатов.
ТИМОТИ ХАЗБЭНД 
хранитель отдела искусства средневековья и собрания Клойстерс,
 Музей Метрополитен, Нью-Йорк 
ИЭН УОРДРОППЕР 
хранитель отдела европейского 
декоративного искусства и скульптуры и отдела античности, 
Художественный институт, Чикаго
Print Friendly, PDF & Email