БАЛЬТАСАР ГРАСИАН «КАРМАННЫЙ ОРАКУЛ ИЛИ НАУКА БЛАГОРАЗУМИЯ»

            Брати Грасіани Лоренсо та Бальтасар жили в Іспанії в ХVІІ ст. «Карманный оракул или Наука благоразумия» став першою книгою іспанського автора, яка була переведена російською мовою. Сучасники Ломоносова та імператриці Єлизавети Петрівни віддали перевагу «Карманному оракулу» навіть перед «Дон Кіхотом».  Цим все сказано.

 


 

Шановний читачу!

«Карманный оракул или Наука благоразумия» складається з 300-т істинних думок. Це майже по одній на день протягом року. Ми візьмемо на себе сміливість в лаконічній формі знайомити Вас, шановний читачу, з цією унікальною книгою та мати надію, що наука братів Грасіанів буде Вам до вподоби, а головне слушною, корисною та вчасною підказкою під час всього життєвого шляху.

Бібліотека 


  1. * Все уже достигло зрелости, и более всего – личность…и в обхождении с одним человеком в нынешнее время надо больше искусства, чем некогда с целым народом.
  2. * Натура и культура – два стержня, на которых красуются все достоинства. Одно без другого – полдела. Образования мало, необходимо еще и дарование.
  3. * Действовать скрытно. Неожиданность – залог успеха. От игры в открытую – ни корысти, ни радости. Даже когда хочешь быть понят, избегай откровенности и не позволяй всем без разбору проникать в твою душу. Молчаливая сдержанность – святилище благоразумия.
  4. * Мудрость и доблесть – основа величия. Для невежды мир – потемки.
  5. * Пусть в тебе нуждаются… утолив жажду, от источника отвернутся. Но не следует чрезмерной скрытностью вводить в заблуждение, или же причинять ближнему зло ради собственного блага.
  6. * Зрелыми не рождаются. Изо дня в день совершенствуя свою личность, человек достигает высшей зрелости…- это сказывается в изысканности вкуса, в утонченности ума, в основательности суждений, в безупречности желаний.
  7. * Избегать побед над вышестоящим. Победить – значит вызвать неприязнь, победить же своего господина – неразумно, а то и опасно. Наглядный урок дают нам звезды: светозарные дети солнца, они никогда не дерзают затмить его сияние.
  8. * Господство над своими страстями – свойство высшего величия духа. Нет власти выше, чем победа. Нет высшей власти, чем власть над собой и над своими страстями, чем победа над их своеволием.
  9. * Избавляться от недостатков, присущих землякам твоим. Вода приобретает хорошие или дурные свойства от почв, по которым струится, а человек – от края, в котором родится. Бывают еще недостатки фамильные, сословные, должностные, возрастные, и если все они сойдутся и не будет человек стараться от них избавиться, то станет несносным чудищем.
  10. * Счастье и слава. Сколь первое непостоянно, столь вторая неизменна. То – для жизни сей, эта – для посмертной. Счастья желают, порой достигают; славу заслуживают. Жажду доброй славы порождает доблесть. Слава всегда была и будет сестрою гигантов,…
  11. * Общаться с теми, от кого можно научиться… Дружба разумных взаимно выгодна... Благоразумный посещает славных мужей, в чьих домах – состязаются в доблести и нет суетности…
  12. * Природа и искусство, материал и творение. Даже красоте надо помогать: прекрасное предстанет уродством, если его не украсит искусство... У кого нет культуры, у того и достоинств вполовину. От человека, не прошедшего хорошей школы, всегда отдает грубостью;…
  13. * Действовать, исходя из умысла то одного, то другого. Жизнь человека – борьба с кознями человека. Хитрость сражается… никогда не совершает то, о чем возвещает; … Ум проницательный, однако предвидит происки хитрости… и вмиг узнает обманный ход;… – теперь хитрость рядится в одежды бесхитростности... На помощь тогда приходит наблюдательность;… она… изобличает умысел, который, чем проще кажется, тем глубже таится…
  14. * Сущность и манера. Суть дела – полдела; не менее существенно, как дело сделано. Грубость вредит всему, даже справедливому и разумному; любезность все скрасит;… 
  15. * Иметь разумных помощников. …Прибегать к помощи мудрых – свойство великих;... Мудрые помощники отберут лучшее … и преподнесут … квинтэссенцию знания…
  16. * Сочетать ум с благой целью – залог премногих успехов… Презрения достоин высокий ум, примененный для низких целей! Разум без благоразумия – двойное безумие.
  17. * Менять приемы, чтобы отвлечь внимание, тем паче враждебное… Легко подстрелить птицу, летящую по прямой;… Опытный игрок не сделает того хода, которого ждет, а тем более жаждет, противник.
  18. * Прилежание и усердие. Когда нет ни того, ни другого, величие невозможно, когда же эти доблести сойдутся, оно ослепительно... Даже на высших постах желательно усердие: оно, как правило, свидетельствует и о даровитости...
  19. * Не начинать с чрезмерных надежд... Вначале, чтобы возбудить интерес, следует предоставить некий кредит... Пускай действительность превзойдет ожидания и даст больше, чем предполагалось… Но для дурного… –преувеличение даже полезно: …все … находят сносным то, что прежде казалось ужасным.
  20. * Человек и его век. Даже люди редких достоинств зависят от своего времени… Кое-кто достоин был лучшего времени… Но у мудрости то преимущество, что она вечна… ей принадлежат века грядущие.
  21. * Искусство быть счастливым… Но,… нет лучшего пути, чем путь добродетели и усердия, ибо нет высшего счастья, чем благоразумие, как и худшего несчастья, чем неблагоразумие.
  22. * Приятные знания… Искусство свободной и поучительной беседы пошло кое-кому в жизни на пользу больше, чем все семь свободных искусств*. (*Семью свободными искусствами … в средние века были: граматика, риторика,діалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка.)
  23. * Не терпеть и малого своего недостатка. Особенно ценно искусство скрывать свой недостаток, обращая его в преимущество. Так, Цезарь скрывал свою плешь лавровым венком.
  24. * Управлять своим воображением… само благоразумие порой у него на поводу. Оно – тиран… одним оно… рисует горести; другим, вселяя беспечность, сулит одни лишь удовольствия… Оно на все способно, ежели его не обуздывает высокий синдересис (тонкое понимание и верная интуиция).
  25. * Хвала проницательному… надо… разоблачать обман. Истины… высказываются лишь наполовину, но до чуткого ума они дойдут целиком…
  26. * К каждому подбирать отмычку. В этом искусство управлять людьми… Штука в том, чтобы угадать, какой у кого идол,… Ищи перводвигатель: … он… чаще низменный, ибо людей порочных больше, чем порядочных. Надо застать натуру врасплох…
  27. * Не гнаться за многим, стремиться к глубине. Суть величия – не количество, а качество… Беда людей универсальных в том, что, желая познать все, они толком не знают ничего…
  28. *Избегать общедоступности… Всеобщая хвала претит разумному… Также в понимании: не дивись чудесам, изумляющим… невежд: толпа глупа, мыслить трезво дано лишь немногим.
  29. * Праведный человек. Не ведая страха, он всегда на стороне справедливости… У правды мало поклонников… Но муж прямодушный полагает всякую фальшь изменой;… он всегда привержен правде.
  30. *Не посвящать себя занятиям неуважаемым… Есть любители необычного, которых влечет все то, что благоразумных отталкивает; … этим … они становятся известны, но скорее как предмет насмешек, чем почтения. Даже в ученых занятиях не должно преступать меру...
  31. *Распознавать счастливцев и злосчастных, дабы держаться первых, а вторых бежать. Невезение – чаще всего кара за глупость… Когда путь неясен, держись людей мудрых и осторожных – рано или поздно они находят удачный выход.
  32. * Слыть человеком склонным делать добро. Единственное преимущество властелина – возможность делать больше добра, чем прочие люди. Но есть люди, упорно не желающие делать добро… просто от злости: они во всем противоположны божественному подателю благ.
  33. * Уметь уклоняться… важней отказывать себе самому, делам, важным особам. Есть занятия нелепые… заниматься ерундой хуже, чем ничего не делать… Ограничивай себя даже в друзьях, а от них… не требуй большего, чем тебе дают… умеренность сохраняет дружбу и уважение, ибо держится в границах бесценной благопристойности... 
  34. * Знать главное свое достоинство: … Определи главный свой дар и приложи усердие; … Большинство людей насилуют свою натуру и потому ни в чем не достигают совершенства…
  35. * Составлять свое суждение особенно важно в делах важных… Мудрый составляет суждение обо всем, но особенно вникает в то, в чем есть глубокий и высший смысл… размышление проникает дальше первоначального суждения.
  36. * Испытывать свою фортуну – чтобы действовать и добиваться своего. Это важнее, чем хранить невозмутимость духа… Заметив, что Фортуна благосклонна, действуй отважно; она любит смелых…
  37. * Метать и отражать тайные стрелы - одна из величайших тонкостей обхождения. Тайными стрелами проверяются намерения… Стрелы эти порой коварны…смочены зельем зависти… Многие лишились благоволения, сраженные пустячным словом.. Но … осторожность должна их встречать, а прозорливость – предвидеть…
  38. * Вовремя прекратить удачную игру - правило опытных игроков… когда совершено достаточно… – подведи черту… более надежно перемежающееся везение… Порой милости Фортуны бывают кратки, зато велики. Но долго тащить счастливчика на закорках надоедает и Фортуне.
  39. * Искать то, что достигло расцвета и зрелости…Преимущество хорошего вкуса – способность наслаждаться вещами только в их завершенном виде;… Даже в плодах разума есть своя высшая степень зрелости; умей ее распознать, чтобы ее оценить и себя развить.
  40. * Любовь народа. Нелегко снискать всеобщее восхищение, еще труднее – любовь ;… Одних достоинств недостаточно… Чтобы завоевать благоволение, нужны благодеяния;… твори добро… не скупись на благие…дела – люби, чтобы быть любимым…
  41. * Не восторгайся сверх меры. Избегай превосходных степеней, чтобы не исказить картину и не прослыть глупцом… Превосходное редко: будь умерен в восторгах. Чрезмерное восхищение сродни лжи; люди утратят доверие к твоему вкусу, что неприятно, и к уму, что уж совсем плохо.
  42. * О прирожденной властности… Ей покоряются все незаметно для самих себя,… Наделенные даром повелевать – это короли по достоинству, львы по праву рождения… И когда прочие достоинства благоприятствуют, люди эти созданы быть первыми…
  43. * В мыслях с меньшинством, в речах с большинством. Желание плыть против течения столь же чуждо здравомыслию, столь опасно. Сократ мог на это отважиться. Несогласие воспринимается как оскорбление… Истина удел немногих…Благоразумный охотно выслушивает мнение другого, но не толпы…
  44. * Симпатия меж великими мужами. Герою свойственно сближаться с героями;… Начало симпатии – уважение, но она ведет дальше – к расположенности, а затем и к привязанности. Она убеждает без слов и получает без заслуг…. Немалое искусство – распознавать ее, угадывать, различать и завоёвывать….
  45. * Употреблять расчет, но не злоупотреблять им… расчет необходимо скрывать… Кругом обман,… будь начеку, но не обнаруживай своего не доверия, чтобы не вызвать недоверия к себе…. Размышление – лучший помощник….
  46. * Умерять свою антипатию. Мы легко поддаёмся… неприязни, даже признавая несомненные достоинства…. Нет худшего позора, чем неприязнь к лучшим; сколь похвальна симпатия к героям, столь же постыдна антипатия к ним. 
  47. * Избегать обязательств – одно из первейших правил благоразумия…Одно обязательство влечет за собой другое, больше, - и вот ты окончательно завяз… тот, чей путь одарён разумом, проходит мимо искушений. Он полагает большей доблестью не ввязываться, чем победить… 
  48. * Насколько человек глубок, настолько он личность. Всегда и во всём – внутри должно быть больше, чем снаружи…. – где нет источника мыслей, слова иссякают быстро….
  49. * Человек рассудительный и приметливый. Он не подчиняется обстоятельствам, но управляет ими…. Замечания его метки, способность расшифровывать самые потаенные мысли велика …. Он всё обнаруживает, схватывает, познаёт и оценивает.
  50. * Никогда не терять уважения к себе… Да будет твоя совесть мерилом твоей правоты… Не делай неподобающего, страшась не суда людского, а голоса своего благоразумия.
  51. * Человек с разбором. Многое в жизни зависит от разборчивости, для чего требуются хороший вкус и верное суждение, - прилежанием и даже хитроумием тут не возьмёшь… Итак, это один из величайших даров свыше.
  52. * Никогда не раздражаться…. Большое самообладание говорит о большом сердце – великую душу нелегко сдвинуть с места… Итак, умей владеть собой, чтобы…. дивились… высоте духа.
  53. * Решительный и рассудительный… поспешность – страсть глупцов;… Разумный… часто грешит медлительностью;… Быстрота – мать успеха… Августейший девиз – спеши медленно.
  54. * Быть благоразумно отважным… Сила духа превосходит силу тела;… Немощь духа вреднее немощи телесной…. Природа недаром сочетала в пчеле сладкий мед и колючее жало… да не будет же дух мягкотелым. 
  55.  * Человек, умеющий ждать…. Научись властвовать собой, тогда будешь властвовать другими. Пока ты разумно медлишь, будущие удачи подрастают, тайные замыслы мужают…
  56. * Быстрота в решениях – следствие природной счастливой живости… Есть способности особого склада, лучше всего они действуют при трудностях… Хвала быстрым, они, точно чудом, всюду поспевают – и разумом скоры и в делах разумны.
  57. * Надежней обдумывающие… Скоро свершается – скоро разрушается;… Лишь совершенное восхищает, лишь удачное остается. Ум глубокий покоряет века. Все ценное достается дорогой ценой...
  58. * Сдерживать себя… Ни умом, ни доблестью не бросайся попусту… Не выставляй напоказ все, что имеешь… кто каждый день открывает новое, от того ждут многого – и никогда не доберутся до дна его сокровищницы.
  59. * Человек удачного завершения... думай о конце дела,… чтобы счастливо выйти, а не о том, чтобы красиво войти… чтобы о твоем уходе жалели… Счастье редко сопутствует уходящим... 
  60. * Здравое суждение. Некоторые люди рождаются благоразумными… С возрастом и опытом их разум вполне созревает, в суждениях воцаряется умеренность... Такие правители заслуживают поддержки и делом и советом.
  61.  * Первенство в наилучшем... Только превосходство в высоком изымает из… толпы и подымает до ранга людей недюжинных… Отличие в материях высоких … внушает изумление и привлекает сердца.
  62. * Быть разборчивым в слугах. Иные хвастают, что поступают чрезвычайно хитро, пользуясь подлыми помощниками. Опасное бахвальство… Честность слуги не умалит величие господина… Итак, выбирай и проверяй, в чьи руки вверяешь бессмертие своего имени.
  63. * Преимущество за первым… Большое дело – первый ход, а стало быть, перевес… Иные предпочитают быть первыми во втором ряду, чем вторыми – в первом.
  64. * Ограждать себя от огорчений. Избегать терзаний – и разумно и полезно... Неприятных новостей не сообщай и, более того, не слушай;… Никогда не греши против своего благополучия ради удовольствия тех, кто дает совет, а сам остается в стороне... лучше пусть другой огорчиться теперь, чем ты – потом... 
  65.  * Изощренный вкус. Для вкуса, как и для ума, необходима культура… звезды первой величины редки – так будь же скуп на одобрение. Вкусы прилипчивы, передаются общением и по наследству… общество людей хорошего вкуса – великое счастье. Но не следует … все осуждать – … крайность, особенно противная, когда вызвана… жеманством.
  66. * Думать об удачном исходе... порицание за неуспех всегда заглушит похвалу за усердие. Победителю незачем оправдываться… Удачный конец все позолотит, хотя бы средства не всегда были хороши. Правило разумных – идти против правил, когда иначе не завершишь начатое.
  67. * Предпочитай занятия восхваляемые. Многое в жизни зависит от суда людского… Муж великий предпочитает занятия, приносящие славу, чтобы все их видели… хвала всенародная принесет ему бессмертие.
  68. * Наводить на мысль - это более тонко, чем приводить на память... Одно из ценнейших свойств ума – вовремя сообразить, что важно. Кто этим обделен, часто упускает удачу… Искусство наводить на мысль весьма ценно, когда может принести пользу наводящему...
  69. * Не поддаваться пошлой переменчивости настроения... Благоразумие учит размышлять о себе самом - познавать нынешнее свое состояние и исправлять его, даже настраивать себя на противоположное... чтобы направлять себя, необходимо познавать себя... переменчивость не только губит волю, но и отражается на суждении, извращая и желания и понимание.
  70. * Уметь отказывать. Не следует во всем и всем уступать... тем более важно для тех, кто повелевает... Не отказывай сразу, пусть разочарование входит по капле;... Пусть остаются крохи надежды... добрые слова заменят отсутствующие дела. И "нет" и "да" сказать недолго, да прежде долго надо подумать.
  71. * Не быть самодуром... Недоступность - порок тех, кто не познал себя...Хочешь уважения - не начинай с оскорбления...
  72. * Не быть неровным, избегать самодурства… Благоразумный постоянен в высоком, это залог мудрости... Но непостоянство в делах высоких – порок… Есть люди что ни день на себя непохожие, даже их ум неровен, не говоря уже о желаниях… Они сами подтачивают доверие к себе...
  73. * Решительный человек. Не справиться с делом – меньшая беда, чем нерешительность... Немало ума необходимо, чтобы предвидеть трудности, но еще больше – чтобы найти выход... иных ничто не смущает, это люди ума великого и решительного; они рождены для больших дел, ясность понимания порождает быстроту действий и успех; все им удается само собой…
  74. * Ускользать - прием людей благоразумных... С улыбкой они умеют выйти целыми и невредимы из ожесточенного спора... иногда нет ничего умнее, чем прикинуться непонимающим.
  75. * Ускользать - прием благоразумных.Изящной шуткой они покрывают себе выход из самого запутанного лабиринта... Учтивый способ не отказывать прямо - переменить разговор; иногда нет ничего умнее, чем прикинуться непонимающим.
  76. * Не надо всегда острить.Благоразумие познается в серьезном, оно ценится выше, чем остроумие... Иной обретет славу остроумца, да утратит уважение разумных. Веселью свой час, остальные - делу.
  77. * Избирать образец героический: не так для подражания, как для состязания...Пусть всякий в своем деле глядит на первых...чтобы опередить... Ничто так не возбуждает честолюбие, как труба чужой славы. Она сокрушает зависть, и она же питает доблесть.
  78. * Не всему верить… мы живем тем, что слышим. Слух – черный ход для правды и парадный для лжи. Правду… редко слышим – в чистом виде почти никогда.... Будь начеку, когда хвалят, и особенно – когда осуждают… Размышление да будет щитом, и от глупости, и от низости.
  79. * Обновлять свою красу - привилегия феникса. И превосходное стареет, а с ним – его слава… возрождайся – в доблести, в таланте, в победах, во всем;… показывайся, как солнце, всякий раз в новом блеске…
  80. * Не упорствовать ни в злом, ни в добром… Чрезмерность и правду приведет к кривде; долго жать апельсин – пойдет горечь… Даже в должном не впадай в крайность...
  81. * Позволять себе мелкие небрежности... зависть охотно прибегает к гонениям… Самому совершенству она поставит в упрек его безупречность и, ни в чем не сыскав изъяна, осудит все; … надо умерить злобу, чтобы, переполнясь ядом, она не лопнула. Ты как бы бросаешь быку зависти плащ – во спасение бессмертия.
  82. * Извлекать пользу из врагов… Разумному больше пользы от недругов, чем глупцу от друзей... Многим создали славу их враги... Благоразумный сделает злобу людскую своим зеркалом, более верным, чем зеркало приязни… Живя бок о бок с соперничеством, с недоброжелательством, держись настороже.
  83. *Не стать шестеркой. Беда превосходного – став обиходным, оно стареет… Великое несчастье – быть ни к чему не пригодным, но не меньшее – стараться быть всем и всегда угодным; … Чем ярче факел горит, тем быстрее выгорает...
  84. * Упреждать дурные толки. У толпы много голов, а стало быть, злобных глаз и жалящих языков… Дурную славу нажить легко – дурному охотно верят… благоразумному надо избегать подобной напасти, не давать повода пошлой наглости – легче упредить, чем поправить.
  85. * Культура и шлифовка. Человек рождается дикарем; воспитываясь, он изживает в себе животное. Культура создает личность… для культуры нужны… знания, но сама ученость будет грубовата, если она не отшлифована. Изящны должны быть не только мысли, но и желания, и особенно – речь…
  86. * Будь в обхождении терпим, выказывая широту души... великий не будет мелок и в повседневном. Не вникай в пустяки, тем более в неприятные; иногда, правда, полезно подмечать и мелочи, но как бы невзначай... Хочешь управлять другими, умей скрывать свои чувства... Придирчивость всегда неприятна, а как черта характера – несносна...
  87. * Самопознание… Пока себя не знаешь, нельзя собою властвовать… для духа… пусть же … будет зеркалом трезвое размышление о себе… Проверяй, насколько ты тверд в благоразумии, насколько способен к деятельности; испытывай свою горячность, измеряй глубину духа, взвешивай способности.
  88. * Искусство долго жить - жить достойно. Две вещи быстро приканчивают человека: глупость и распутство… Здоровье духа сообщается телу, жизнь праведных долга не только делами, но и годами.
  89. * Действовать лишь тогда, когда не сомневаешься… Если в пылу страсти разум сомневается, то, когда страсть остынет, он осудит твой поступок как явную глупость…
  90. * Благоразумие – превыше всего… Пусть не все тебя одобряют, шествуй уверенно и по праву; благоразумным прослыть – высшая слава. Довольствуйся одобрением рассудительных...
  91. * Универсальный человек… он один стоит многих. Он вносит в жизнь огромную радость и заражает ею близких… И если Натура…сделала его неким сводом всего лучшего в природе, пусть искусство… воспитания вкуса и ума сделает его малой вселенной.
  92. * Непроницаемость духа… Пусть никто не знает предела твоих возможностей, иначе дашь повод для разочарования. Никогда не позволяй видеть тебя насквозь…
  93. * Поддерживать ожидания … Не выкладывай с первого хода всю наличность. Важный прием игры – знать меру, когда открывать свои силы, свои знания и опережать надежды.
  94. * Заслужить и сберечь доброе имя… Стоит дорого, надобны достоинства великие… Но если его заслужил, сберечь легче. Ко многому оно обязывает, но еще больше дает… истинно доброе имя не зависит от положения.
  95. * Скрывать свои намерения… Мудрость житейская требует скрытности: кто играет в открытую, рискует проиграть... Пусть не знают, чего ты хочешь, не то помешают – одни противодействием, другие угодливостью.
  96. * Сущность и наружность. О вещах судят не по их сути, а по виду; … чаще довольствуются наружностью. Толку ли, что ты прав, если на лице твоем лукавство.
  97. * Муж, не подвластный соблазнам, – разумный христианин, светский философ. Таковым надо быть, а не казаться, тем более не притворяться… трезвая мысль всегда будет пищей мудрости, наслаждением праведности.
  98. * Половина людей смеется над другой, и обе равно глупы… вкусов – что лиц, и они столь же разнообразны… и похвала пусть не кружит тебе голову – глядишь, другие осудят. Мерило истинного удовлетворения – похвала славных и в деле сведущих….
  99. * Каждый – монарх на свой лад. Да будут твои поступки… достойны короля в твоем деле… по-королевски будь велик в деяниях, возвышен в мыслях. Во всем и всегда походи на короля достоинствами,… ибо подлинная царственность – в высоте души; не станет завидовать чужому величию тот, кто сам – его образец…
  100. * Испробовать различные занятия... В одних требуется отвага, в других - тонкость. Легче преуспеть, где достаточно прямоты; труднее там, где надобно притворство… Трудное дело – управлять людьми, вдвойне – … глупцами… наихудшие занятия такие, от которых под конец прошибает пот при отчете перед судьею земным, а тем паче – небесным.
  101. * Не быть надоедливым. Кто носится с одним делом, вечно толкует про одно, – тягостен. Краткость и сердцу любезна и делу полезна… Хорошо да коротко - вдвойне хорошо;… Разумный не станет докучать, тем более – важным особам; ведь они всегда заняты… Сказать метко – сказать кратко.
  102. * Не хвалиться фортуной. Чванство положением больше раздражает, чем похвальба талантами… Уважение… зависит от мнения: силой его не возьмешь, необходимо заслужить и терпеливо ждать… даже короля надлежит почитать больше за достоинства личные, нежели за внешнее величие.
  103. * Не выказывать самодовольства. Не терзай себя недовольством – это малодушие, но и самодовольство – малоумие… Всегда полезно, даже мудро, жить с благоразумной опаской – и для усердия в достижении успеха, и для утешения в случае неуспеха: жестокость судьбы не так поразит того, кто опасался заранее…
  104. *  Кратчайший путь, чтобы стать личностью, – уметь выбирать друзей. Велико воздействие общения – благодаря ему передаются вкусы и привычки, незаметно меняется характер, даже ум… Сочетание противоположностей украшает мир и поддерживает его строй; оно поддерживает гармонию…
  105. * Не быть хулителем. Есть люди свирепого нрава… Всех осуждают… Это знак души не только жестокой, но хуже того – подлой. Осуждая, они так преувеличат, что из атома бревно сотворят и глаза им выколют… А если примешается еще страсть, удержу им нет…
  106. * Не ждать, пока станешь солнцем заходящим. Правило благоразумных – удалиться от дел прежде, чем дела удалятся от тебя. Умей и свой конец обратить в триумф.. Не жди, пока повернутся к тебе спиною, похоронят, и, еще живой для огорчения, ты уже труп для почтения…
  107. * Обзаводиться друзьями. Дружба – второе бытие… Человек стоит столько, во сколько другие его оценят… Нет сильнее чар для друга, чем добрая услуга… Жить приходится среди друзей и врагов, а поэтому каждый день обзаводись приятелем… Выдержав испытание, иной из них со временем станет верным другом.
  108. *  Искать преданной любви... Все облегчит, всем одарит преданная любовь; награждает не всегда за достоинства… недостатков не видит, ибо видеть не хочет. Порождает ее обычно общность жизни материальной – нрав, сословие, родина, занятие. Для общности духовной требуются более высокие достоинства – дарования, обязательность, репутация, заслуги… такую преданность… обрести… можно – и надо учиться ею пользоваться.
  109. *  В дни благоденствия готовиться к черным дням... Имей в запасе друзей и должников: придет день и весьма кстати окажется то, что нынче не ценишь. Подлость же не имеет друзей – в дни благополучия она их не признает, в дни бедствий не признают ее.
  110. *  Не ввязываться в соперничество… Мало кто борьбу ведет честную. Противник живо найдет недостатки, о которых позабыла учтивость; многие пребывали в почете, пока не появились соперники… Начинается обличение пороков… соперничество отличается мстительностью… Только благожелательность всегда миролюбива, а добропорядочность благожелательна.
  111. *   Мириться с дурным нравом окружающих, как миришься с некрасивым лицом… Есть люди свирепого нрава… Необходимо благоразумно и постепенно с этим свыкаться, чтобы их свирепость не поразила тебя неожиданно... осмотрительность учит предотвращать вспышки – либо терпеливо их сносить.
  112. *   Общаться с людьми порядочными. Им можно верить в долг… Лучше с порядочными сражаться, чем подлых побеждать.- С подлостью не договоришься, она не признает правил… От человека без чести – беги без оглядки…
  113. *  Никогда не говорить о себе. Придется либо себя хвалить – а это тщеславие, либо хулить – а это малодушне... Избегай этого и в дружеском кругу, но особенно – на высоком месте… где подобная слабость сделает тебя посмешищем…
  114. *   Заслужить репутацию человека учтивого... Учтивость – главная черта культуры, приворотное зелье, что внушает окружающим любовь, как неучтивость – презрение и негодование… 
  115. *  Не искать вражды... Многие ненавидят просто так, не ведая за что и почему... Людей проницательных побаиваются, злословных не любят, тщеславных сторонятся, насмешников страшатся, а достойных оставляют в покое...
  116. *  Жить, не споря с веком... Меняются годы… не рассуждай по старинке и во вкусах держись современного… пусть тело твое приноровится к настоящему, хотя прошлое ему любезней… Только в сфере нравственной… –добродетель превыше всего...
  117. *   Не изображать пустяки делом... В любой неприятности искать смысла – занятие, лишенное смысла. Что казалось важным… часто обращается в ничто… Предоставить все ходу вещей – не худшее из правил житейских.
  118. * Не изображать пустяки делом... В любой неприятности искать смысла – занятие, лишенное смысла. Что казалось важным… часто обращается в ничто… Предоставить все ходу вещей – не худшее из правил житейских.
  119. *  Величавость в речах и в делах. Где бы ты ни оказался, она доставит тебе почетное место и внушит другим почтение. Она сказывается во всем – в беседе, в молитве, даже в походке, взгляде и, конечно, в желаниях. Пленять сердца – великая победа!... дается она лишь благородной уверенностью, порождаемой нравом и опирающейся на достоинства.
  120. *  Человек без напускной важности. Чем больше достоинств, тем меньше напускного… Чем лучше удалось дело, тем меньше говори о своих трудах, чтобы казалось, что совершенство достигнуто… естественно… Вдвойне велик тот, кто, сочетая все совершенства, ни об одном сам не говорит; к всеобщему признанию он придет с другого конца.
  121. *  Быть желанным… В человеке, достойном своего места, всегда есть нужда, и все видят, что должность нуждалась в нем больше, чем он в должности: одних место красит, другие красят место. 
  122. *  Не тот глуп, кто глупость совершил, а кто, совершив, не скрыл. Втайне держи свои страсти, тем более – слабости… Доброе имя зависит больше от твоего молчания, чем от поведения… Не поверяй и другу ошибок своих… лучше бы самому о них не знать. Но тут годится другое житейское правило – побольше забывать.
  123. * Непринужденность во всем. Она животворит достоинства, вдохновляет речи, одушевляет дела, красит все прекрасное в человеке. Прочие достоинства – украшение натуры, а непринужденность – украшение самих достоинств; даже в рассуждениях ее весьма ценят… она дается природой… Она придает приятность отказу, изящно выходит из любого затруднения.
  124. *  Высота духа... придает утонченность вкусу, широту сердцу, парение мысли, благородство характеру и располагает личность к величию… Она признанный источник великодушия, благородства и всего героического.
  125. *  Никогда не жаловаться. Жалоба всегда приносит вред; она скорее подзадорит злые чувства, чем возбудит соболезнование и сочувствие… Куда мудрее выхвалять заслуги одних, чтобы подзадорить других… Муж осмотрительный… не забудет упомянуть о лестном – тем сбережет друзей и сдержит недругов.
  126. *  Делать дело – и показывать дело... Иметь достоинство и уметь его показать – двойное достоинство: чего не видно, того как бы и нет… обман преобладает, обо всем судят по наружности… Благовидная наружность – лучшая рекомендация достоинств внутренних.
  127. *  Красота поведения... красота поступка доставляет немалое наслаждение сердцу. Не всем она дана, в ней сказывается величие души… о враге отзываться хорошо, обходиться с ним еще лучше. И ярче всего блистает… когда ждут мести… заканчивают по-хорошему… поражает нежданным великодушием. Она полезна и в политике, украшая даже государственные дела... одержав победу заслугами, скрывает ее простодушием.
  128. *  Семь раз обдумать. Всегда надежней перед делом осмотреться, особенно коль успех не очевиден… Если дело идет о том, чтобы дать… то выше оценят… чем дольше желают, тем больше ценят. Если же надо отказать… горячка желания проходит, проситель, поостынув, меньше огорчается отказу…
  129. * Лучше быть безумным со всеми, чем разумным в одиночку, – говорят люди политичные... мудреца одинокого объявят безумцем за то, что не плывет по течению. Иногда лучшая наука – не знать либо притворяться, что не знаєш... Но я изменил бы афоризм… «Лучше быть благоразумным с большинством, чем безумным в одиночку». 
  130. * Удваивать опоры жизни – удвоить жизнь. Да будет у тебя не один покровитель… пусть всего будет по два, особенно источников выгоды, милостей, наслаждений… Природа удвоила наиболее нужные и подверженные увечьям органы нашего тела, пусть благоразумный так поступает и с покровителями
  131. * Не выказывать духа противоречия - прослывешь глупцом и брюзгой. Противопоставь ему благоразумие... упрямство неразумно всегда... В этих зловредных глупцах сочетается тупость скота с яростью зверя.
  132.  * Искусство не вмешиваться… При житейской непогоде всего лучше… выждать, пока буря уляжется; отступишь сейчас – победишь потом… Нет лучшего средства от неурядиц, чем предоставить им идти своим чередом…
  133. *  Знать свой черный день – помнить, что он бывает. В такой день ничего не удается… С двух ходов надо такой день распознавать – и отступиться…  Но муж рассудительный не станет по одному случаю заключать, что день злосчастен… неудача еще может обернуться добром…
  134. * Добираться во всем до лучшего – счастливый удел хорошего вкуса. Пчела сразу добирается до сладости – для меда, а гадюка до горечи – для яда. Таковы и вкусы людей… Куда счастливее вкус тех, кто среди тысячи недостатков сразу отыщет одну – единственную удачу, как с неба ему упавшую.
  135. * Не слушать только себя… самодовольство обычно карается общим презрением. Собой упоен – всем противен.
  136. * Не хвататься из упрямства за худшее – оттого, что противник, опередив тебя, выбрал лучшее… Упрямцы в делах хуже, чем упрямцы в речах,- настолько, насколько действия обычно опаснее слов… Здравомыслящий всегда в стане разума, а не пристрастия, он либо первый туда поспешит, либо потом ошибку исправит…
  137. * Чуждаясь пошлого, не впадать в оригинальничанье. Обе крайности предосудительны… а в делах политики – гибель для государства… кто не дерзает идти к великому дорогой добродетели, сворачивает на тропинки оригинальничанья, восхищая глупцов и доказывая неудачей правоту благоразумных…
  138. *  Начинать на чужой лад, чтобы закончить на свой. Это тактика успеха… Не начинай опрометчиво… С особами, у которых первое слово «нет», следует, чтобы не напугать их, скрывать подлинную цель, особенно, когда знаешь, что цель эта им неприятна…
  139. *  Скрывать больное место, иначе по нему-то и будут бить. Не жаловаться на него – ведь злоба метит туда, где больней… Разумный не откроет, не выдаст свой недуг… Итак, не открывай ни того, что болит, ни того, что веселит; тогда первое скорее закончится, а второе дольше продлиться.
  140. *  Смотреть в корень. Многие вещи далеко не таковы, какими вначале показались… На поверхности всегда Обман, на него-то и наталкиваются люди поверхностные. Подлинная же Суть замыкается в себе, чтобы ее лучше ценили знающие и понимающие. 
  141. *  Не быть неприступным. Нет человека столь совершенного, которому никогда не понадобился бы совет… даже их величествам не зазорно учиться… Человек безупречный и тот должен держать открытой дверь дружбы, откуда придет ему помощь… Но не одаряй без разбора уважением и доверием…
  142. * Владеть искусством беседы, ибо в беседе сказывается личность. Ни одно из занятий человеческих не требует большего благоразумия… беседа с человеком уважаемым должна быть содержательной… приноравливайся к характеру и уму собеседников… Благоразумие в беседе важнее, чем красноречие.  
  143. Отводить зло на другого: иметь щиты против недовольства – хитрый прием правителей… Не все замыслы удаются, невозможно удовлетворить всех. Поэтому имей подставное лицо, мишень для упреков, а ему пусть это будет платой за честолюбие.
  144. * Показывать товар лицом… Требуется немало умения, чтобы придать товару цену:… расхвалить,.. дать лестное название… Но в обоих случаях не выказывай пристрастия… Никогда не объявляй товар общедоступным и обыкновенным… Все падки на необычное…
  145. *  Думать загодя. Сегодня – на завтра и на многие дни вперед… для предусмотрительного нет случайностей, для запасливого – черных дней… Размышляя и предвидя, живешь наперед.
  146. *  Избегай тех, в чьем обществе проигрываешь… У кого достоинств больше, того больше уважают: он будет играть первую роль, ты – вторую, и похвала тебе перепадет разве что от его излишков… Но берегись дурного общества… Чтобы преуспеть общайся с выдающимися, а когда преуспел – со средними.
  147. *  Не берись заполнить великую пустоту… Чтобы сравниться с предшественником, надо иметь вдвое больше достоинств. Хитрый ход – найти себе такого преемника, чтобы по тебе вздыхали; не меньшая тонкость – чтобы предшественник не затмевал тебя… ведь прошлое всегда кажется лучше… Чтобы изгнать его из памяти людской, нужно превзойти его в достоинствах.
  148. *  Не спеши верить, не торопись любить. Зрелость разума узнается по осторожности доверия… Но не подавай виду, что не веришь, - это невежливо… Когда слушаешь, не спеши с суждением… Сразу полюбить – тоже род неразумия… обманывают не только словами, но и делами, и этот обман еще вредней.
  149. *  Будь искусен в гневе… Первый шаг овладения гневом – заметить, что поддаешься ему, и тем самым взять верх над возбуждением, определяя, до какой точки – и не дальше – должен дойти гнев; думая об этом ты… уже остываешь. Умей пристойно и вовремя остановиться… Только обуздывая страсть, сохранишь власть над нею… 
  150. *  Отбирать друзей… О человеке судят по его друзьям, с невеждами ученый не дружит… Здравый ум одного больше значит, чем добрые чувства многих, а потому решать должен отбор, а не случай. Разумный… умеет избегать огорчений, но глупый друг накличет их на его голову. И не желай своим друзьям великих удач, если не хочешь их потерять.
  151. *  Не обманываться в людях. Этот род заблуждения самый опасный и самый обычный… Понимать жизнь и разбираться в людях – далеко не одно и то же. Великая премудрость – постигать характеры и улавливать настроения…
  152. *  Уметь пользоваться друзьями… Годных в добрые друзья мало, а для того, кто отобрать не умеет, - ещё меньше. Сохранить друзей куда трудней, чем приобрести. Ищи таких, которые отличаются постоянством… Но и то верно, что лучшие друзья те, с кем больше соли съедено… дружба умножает блага и облегчает беды…
  153. *  Терпеть глупцов… Согласно Эпиктету, величайшее правило в жизни – терпеть, к терпению сводил он половину мудрости... от кого больше зависишь, – тут особенно важно упражняться в самообладании. Терпение – залог бесценного покоя, высшего блаженства на земле... 
  154. *  Быть осторожным в беседе: с соперниками – из опаски, с прочими – из приличия. … В разговоре, … меньше слов, меньше тяжб. Беседуя о пустяках, прощупывай почву для дел поважней… Кто в беседе легко открывается, того легко убедить – и победить.
  155. *  Знать свои страстишки. Человеку безупречному тоже их не избежать... Поддаваться мелким страстишкам – серьезный недостаток... Славное дело – … себя победить и достоинства свои спасти... иной уже готов превозносить тебя за хорошее, но, наткнувшись на слабости, умолкает и лишь корит за изъяны, что омрачили твои достоинства.
  156. *  Лучшее торжество над завистью и зложелательством… учтивостью отомстишь... вернее… герой мстит злопыхателю доблестью и подвигами, они -то побеждают и терзают зависть. Ведь с каждой твоей радостью туже петля на шее злобы;… завистник... умирает, столько, сколько похвал слышит сопернику...
  157. *  Из сострадания неудачнику не навлекать на себя немилость удачливого. Счастье одних нередко строится на несчастье других; не будь поверженных, не было бы и вознесенных… Но проницательный пусть лучше следит за тем, как судьба тасует карты... 
  158. * Пускать пробные стрелы. По тому, как их принимают, определи, каков будет ответ… И успех обеспечишь, и еще останется время решить, затеять дело или отказаться. Так выясняются желания других...
  159. * Вести войну честно... В состязании похвальна порядочность… Подлая победа – не победа, а поражение. Великодушие – само по себе превосходно… А высоких лиц пятнает и атом грязи: подлинно высокому претит всякая низость… 
  160. *  Человек слова и человек дела. Различать их не менее важно, чем то, кто друг тебе самому, а кто – твоему положению… Слова имеют цену как залог дел…
  161. * Помогать самому себе. В беде нет лучшего товарища, чем смелое сердце, а когда оно ослабеет, пусть поможет ему голова... Кто себя знает, тот себе поможет размышлением там, где не хватает силы. Разумный одержит победу и над роком.
  162. *  Чудища глупости. Такими назову тщеславных, спесивых, упрямых, капризных, маньяков, чудаков, ломак, остряков, сплетников, спорщиков, сектантов – словом, всех, меры не знающих… Где нет благоразумия, там не внемлют наставлению… одно тщеславие да упоение мнимым успехом.
  163. *Одна неудача сто удач перетянет… Твоих удач чернь не станет считать, зато подметит каждую неудачу... А потому не обольщайся, человек, злоба людская подметит в тебе только дурное, но не доброе.
  164. *  Оставлять резерв – залог победы… Даже знания оставляй про запас – и тем удвоишь им цену;… Резерв в бою важнее, чем удальство; он и отвагу придает и уверенность… И в этом смысле также верен удивительный парадокс: «Половина больше целого».
  165. * Не растрачивать благосклонность высших… Великое их благорасположение не разменивай на мелочи… приберегай для крайней опасности… Нынче нет ничего… ценнее благосклонности высших: она… даже наделяет талантом и лишает его… Поэтому иметь важных друзей и уметь их сберечь – важнее, чем деньги иметь.
  166. *  Не связываться с тем, кому нечего терять… Соперник ринется в бой без оглядки, ибо перед этим все утратил, даже стыд… терять ему нечего… Не подвергай столь грозной опасности добрую славу, которой нет цены… Порядочный человек в драку не спешит… Дорожа честью, он оценивает противника, в спор вступает осмотрительно… чтобы благоразумие имело время отступить и спасти доброе имя… 
  167. *  В общении не быть хрупким, как стекло. И тем более – в дружбе. Иные… пусты внутри: заполняя себя обидой, других наполняют досадой. Этакий недотрога… и не тронь его ни в шутку, ни всерьез… Чаще это самодуры, рабы своих прихотей… гонор – их кумир...
  168. *  Не торопиться жить. Всему свое время – и все тебе будет в радость. Для многих жизнь потому слишком долга, что счастье очень кратко: рано радости упустили, вдоволь не насладились… К обычному бегу времени добавляют свою торопливость;… Даже в знаниях необходимо знать меру, не набираться тех сведений, которые и знать не стоит… Наслаждайся не спеша, зато действуй не медля… 
  169. * Человек основательный. Такому человеку не по душе люди легковесные. Беда, если при высоком положении нет основательности… Лишь правда приносит подлинную славу, лишь основательность – пользу. Один обман тянет за собой другие, но все сооружение – химера, основание его – воздух, поэтому оно непременно рухнет…
  170. * Знать самому либо слушать знающих. Без разума… не проживешь… Иные могли бы стать учеными, если бы не думали, что уже стали ими… Не бойся спросить совета, это не умалит твоего величия, а для ума не зазорно: уменье выслушать совет говорит об уме… 
  171. * Избегать панибратства. И сам не фамильярничай, и другим не дозволяй… Держась от нас вдали, светила сохраняют свою лучезарность… Не держись ни с кем накоротке: с вышестоящими это опасно, с нижестоящими – неприлично… Чрезмерная простота в обхождении отдает пошлостью.
  172. * Верить сердцу, тем более – опытному. Не спорь с ним, в делах важных оно пророчит истину: это домашний оракул… Есть сердце вещее, особый дар природы, оно всегда предупреждает… Неразумно идти покорно навстречу бедам, нет, надо идти на бой с ними, чтобы победить их.
  173. * Сдержанность – признак содержательности. Душа нараспашку – открытая карта… Сдержанность порождается большим самообладанием… Против скрытности ополчается настырность: тебе для того и противоречат, чтобы ты проговорился; мечут дротики, чтобы и самый сдержанный не выдержал… 
  174. * Не исходить из того, как, по-твоему, поступит противник. Неразумный никогда не сделает так, как предполагает умный… Каждое дело надобно обсудить с обеих сторон, решать за себя и за противника… Решения людей различны; пусть твое беспристрастие будет настороже, опасаясь не только того, что должно произойти, но и того, что может произойти.
  175. * Не лгать, но и всей правды не говорить… Нужно немалое уменье и чтобы сказать правду, и чтобы о ней умолчать… Обманутого считают простаком, обманщика – подлецом, что куда хуже. Не всякую правду сказать можно: здесь умолчи ради себя, там – ради другого.
  176. *  Зерно отваги во всем – важный завет благоразумия. О людях суди со сдержанностью, не ставь их так высоко, чтобы бояться, – не давай воображению запугать сердце… Воображение наше любит забегать вперед, рисовать все в преувеличенном виде… Пусть умудренный опытом разум внесет поправки…. И если вера в себя помогает простодушию, то насколько больше она поможет заслугам и знаниям.
  177. *  Не упорствовать. Все глупцы – упрямцы, все упрямцы – глупцы, и чем невернее мнение, тем сильнее упрямство… От упорства в споре больше потеряешь, чем выгадаешь, победив, – ты не истину отстаиваешь, а свою невоспитанность... Упорство должно быть чертой воли, но не суждений…
  178.  *  Не быть церемонным… Напыщенный несносен,… Из гонора сотканы уборы глупости… Спору нет, тому, кто может обходиться без церемоний, необходимы высокие добродетели. Не следует ни преувеличивать учтивость, ни пренебрегать ею…
  179. *  Не ограничиваться одной попыткой: ведь если она не удалась, ты с бедой не справился… не всегда человеку везет, всему своя пора… Всегда стремись к лучшему, добивайся большего… успех – нечастое счастье.
  180. * Видеть недостатки, не взирая на лица... Раболепие пребудет низостью, хотя бы предмет его был высок. Пороки можно скрасить, но сами они не красят никого... раболепие подражало великому даже в безобразии лица, забывая истину – что в великих простительно, то отвратительно в ничтожных.
  181. * Что пленяет сердца, делать самому, что отталкивает – через других. Первое привлечет к тебе любовь, второе отведет ненависть. Для высоких душ оказывать благодеяние приятней, чем принимать, – в этом их блаженство. И редко бывает, чтобы, причиняя неприятность, мы сами ее не испытывали...
  182. *  Восхвалять достойное - свидетельство вкуса, воспитанного на лучшем,… Только тот, кто уже видел совершенное, …предлагает предмет для беседы и подражания, заодно сообщая приятные сведения – это также мудрый способ воздать должное достоинствам присутствующих. Другие… склонны только осуждать и льстят присутствующим, понося отсутствующих; … Но прозорливец разгадает приемы пролаз,… он поймет, что эти люди так же ведут себя и с врагами, – только там говорят все наоборот...
  183. *  Пользоваться чужой нуждой. Когда она приходит кстати, это лучшая отмычка в любом деле... по мере того, как вожделенное отдаляется, желание лишь разгорается. Хочешь осуществить замысел, сохраняй в себе потребность в нем.
  184. * Не доверять преувеличенной учтивости. Это один из видов обмана. Иные… сами назначают цену твоей чести и платят ветром льстивых слов. Сулить все – не сулить ничего;… Подлинная учтивость – долг… Льстивый не тебе льстит, а удаче твоей: превознося твои достоинства, он думает о своей выгоде.
  185. *  Миролюбивый – долговечный... Миролюбцы не просто живут, они блаженствуют... День без ссор – крепкий сон... Из всякого пустяка делать проблему  – самое пустое занятие... 
  186. *  Опасаться тех, кто, прикрываясь чужим интересом, добивается своего. Против хитрости – проницательность. Он себе на уме, а ты будь вдвойне умнее... если у тебя нет ключа к тайным умыслам, будешь из огня вытаскивать блага для кого-то, обжигая руки себе.
  187. *  Трезво судить о себе и о своих силах. Особенно когда начинаешь жить... Надежда безрассудно обещает, жизнь ничего не исполняет… не запрещено желать лучшего, но ожидать необходимо худшего, чтобы хладнокровно встретить судьбу... Нет более универсального лекарства против всех видов глупости, чем трезвый ум…
  188. *  Ценить других… Заимствовать полезное от каждого – весьма важное умение. Мудрый ценит всех, ибо замечает в каждом хорошее и знает, как трудно это достигается. Неразумный никого не ценит.. и замечает только дурное.
  189. *  Знать свою звезду... Судьба тасует карты, когда и как пожелает; так пусть каждый знает свою звезду, как и свою натуру, – от этого зависит, погубит ли себя или прославит... 
  190. *  Не связываться с глупцами. Глуп, кто глупцов не узнает, и еще глупее тот, кто, распознав, от них не уходит... Кто сам уважения не заслужил, вряд ли прибавит его другому. Неразумному сопутствует невезение… они приносят разумному пользу изрядную – для познания жизни либо в назидание.
  191. * Прокладывать себе путь благоразумием, а не наглостью. Верный путь снискать уважение – заслуги… Мало быть только честным, постыдно быть назойливым – все, что… заслужишь,.. запятнает добрую славу…
  192. *  Всегда чего-то желать – чтобы не стать несчастным от пресыщения счастьем… даже уму должно приберегать нечто ему неведомое… Надежда вдохновляет, пресыщение губит. Даже награждая, не удовлетворяй вполне; когда нечего желать, жди зла… Кончаются желания, начинаются опасения.
  193. *  Слова и дела образуют мужа совершенного. Да будут исполнены добра твои слова и чести – твои дела;… высокие дела остаются, высокие слова забываются…
  194. *  За легкое дело берись, как за трудное, а за трудное – как за легкое. В первом случае, чтобы уверенность не перешла в беспечность, во втором – неуверенность в робость… усердие совершает невозможное. Великие начинания даже не надо обдумывать, надо взяться за дело, иначе, заметив трудность, отступишь.
  195. *  Играть пренебрежением. Лучший способ достигнуть желаемого – пренебречь… Пренебрежение также самая мудрая месть… Лучшая месть – забвение, оно похоронит врага в прахе его ничтожества… Чтобы унять злословие, не обращай на него внимания;… К соперникам будь терпим; даже тень брани, хоть и не погасит, а все же омрачит блеск совершенного.
  196. *  Помни, что чернь есть всюду… Но есть чернь и есть черная чернь… Она прилежная ученица невежества, покровительница глупости, соратница клеветы… Важно знать ее, чтобы освободиться от нее в самом себе и рядом с собою: ведь всякое невежество отдает духом черни, и чернь состоит из невежд.
  197. *  Будь сдержан… Мгновения гнева либо восторга заведет дальше, чем часы хладнокровия; умысел недруга готовит эти соблазны благоразумно… Защитись сдержанностью, особенно на случай внезапности. Нужна великая твердость… нет цены тому, кто и на коне благоразумен. Кто знает опасность, двигается осторожно…
  198. *  Не страдать недугом глупцов. Мудрые нередко страдают недостатком благоразумия. Глупцы, напротив, - избытком рассудительности… Умереть, как глупец – значит умереть от чрезмерных умствований… Глупец тот, кого губит избыток ума…
  199. * Освобождаться от пошлых мнений. Это требует особого здравомыслия. Пошлые мнения весьма стойки… и многие люди… не сумели избежать общепринятых. Пошлость, например, то, что каждый недоволен своей участью,.. зато доволен своим умом, часто очень посредственным. Недовольные своей судьбой… завидуют чужому счастью…
  200. * Пользоваться правдой умело. Правда опасна… здесь-то и необходимо искусство… подслащать правду… Обходительность тут пускает в ход свои приемы: одна и та же правда одному льстит, другому колет… Для понятливого хватит намека, а когда и намек не действует, надо умолкнуть… 
  201. *  Из одной глупости не делать двух. Нередко, желая исправить одну глупость, совершают уйму других… Величайший мудрец и тот совершит оплошность, но лишь однажды, не дважды, лишь случайно, а не постоянно.
  202. *  Быть начеку с теми, у кого на уме другой умысел. Хитрец… атакуя волю и убеждая не опасаться, он побеждает… Но там, где бодрствует умысел одного, пусть не дремлет проницательность другого… Пусть проницательность разгадает повадки коварства… На словах одно, на уме другое; … Смотри же хорошо, в чем ему уступаешь. А порой уместно показать, что хорошо его понимаешь.
  203. *  В речах сдержанный – благоразумный. Язык – дикий зверь;.. А в нем пульс души, мудрые по языку определяют ее здоровье, проницательные нащупывают движения сердца. И вот беда – кому надо бы молчать, те себя меньше всего сдерживают. Властвуя собой, благоразумный избегает и ссор, и огорчений…
  204. Не слишком выделяться. То ли от жеманства, то ли от недоумия некоторые отличаются странностями, доходящими до чудачеств, - не столько отличие, сколько неприличие…Так выделяться – только к позору, нелепое чудачество вызовет у одних смех, у других гнев.
  205. * Брать вещи с должной стороны – даже когда жизнь подсовывает с оборотной… Во всяком деле свои выгоды и невыгоды; искусство жить – в том, чтобы находить сторону выгодную… смотри на все в свете радостном. Но и в радости и в печали не выпускай поводья из рук...  
  206. * Знать свой основной недостаток. Нет человека, у которого главное достоинство не имело бы противовесом недостаток,… Объяви ему войну, призвав себя к бдительности, и первым твоим шагом пусть будет обличение, ибо, познав его, победишь… А как будет побежден капитан твоих недостатков, все они будут разгромлены.
  207. * Не поддаваться первому впечатлению. Иные вступают с первым впечатлением в законный брак, и последующие для них – любовницы, а так как вперед всегда выскочит ложь, то для правды уже нет места. Не заполняй же чувство первым впечатлением, а разум – первым сообщением; это признак небольшой глубины...
  208. * Не предаваться злословию. Тем более опасайся репутации любителя бесславить других... Видя в людях дурное, не радуйся, тем более не обсуждай. Сплетник ненавистен вовеки… Скажешь худое, услышишь худшее. 
  209. * Распределять свою жизнь разумно: не как подскажет случай, но чтобы и польза была и удовольствие. Без передышек жизнь тягостна,… разнообразие познаний делает ее приятной. Первый перегон в достойной жизни употреби на … книги, верно нам служа, делают из человека личность. Второй перегон проводи с живыми: примечай и осматривай все прекрасное в мире… Третий перегон – весь для себя самого: высшее блаженство в размышлении.
  210. * Вовремя открывать глаза... Не все, кто смотрит, видят. Поздно разобраться - проку мало… Трудно наставить на ум, если к этому нет желания; еще труднее внушить желание, коли нет ума. Такие люди – игрушка в руках окружающих… 
  211. * Никогда не показывать полдела – пусть любуются в законченном виде. Начало всегда нескладно… Наслаждение предметом великим в целости, хоть и затрудняет суждение о частях, само по себе возвышает вкус. Прежде, чем стать всем, оно было ничем; когда возникало, было еще глубоко скрыто в своем ничто…
  212. * Немного быть и деловым… Очень ученых легко обмануть – им ведомы вещи необычные, зато самого обычного и необходимого в жизни не знают… Поэтому пусть постарается муж ученый быть хоть немного деловым… пусть будет и практичен – это… весьма необходимо…. В наше время знание жизни и есть истинное знание. 
  213. *  Желая быть приятным, не оплошай – вместо удовольствия доставишь огорчение…. Что одному лестно, для другого бесчестно – думал оказать услугу, а нанес обиду. Вызвав неудовольствие, не жди ни благодарности, ни даяний, ибо сбился с угодного пути… 
  214. * Залогом твоей репутации да будет чужая честь. Туда, где выгода верная, иди один в молчании, где неверная – в компании. В делах чести обзаводись союзниками, чтобы каждый, опасаясь за свою добрую славу, берег чужую... Пусть будет дело взаимоважным и риск общим...
  215. * Уметь просить… Есть люди…, у кого «нет» – первое слово в любой час дня; с такими необходима сноровка… Не подходи с просьбой, если.. только что кому-то отказали, – второй раз легче выговорить «нет». Удачи не сулит и час печали. Хорошо также обязать заранее – это как бы начало обмена, не отплатить тебе было бы низостью.
  216. * Оказывать заранее как услугу то, что потом будет выглядеть как награда, - прием искусных политиков. Милости до заслуг – испытание благодарности… два преимущества – быстрота награждающего обязывает получающего… Такое обхождение годится с людьми обязательными, а для подлых плата вперед окажется скорее уздой, чем шпорой. 
  217. * Не входить в тайны вышестоящих. Когда владыка передает тебе свои тайны – это не милость, а обуза... Бойся, если кто-то от тебя чересчур зависим, тем более власть имущий… Особенно опасна откровенность дружеская… Для господина это противоестественно и долго длиться не может. Он жаждет вернуть утраченную свободу и ради этого готов попрать все, даже справедливость...
  218. *  Знать, чего тебе не хватает... Иной достиг бы многого, исправив в себе малость... Этим не мешало бы подбавить решительности, тем – сдержанности. От всех … недостатков, если познал их в себе, нетрудно избавиться – усердие обратит привычку во вторую натуру.
  219. * Не быть чересчур разумным – лучше быть благоразумным... Хорошо быть человеком многознающим, но не педантом. Много рассуждать – споры затевать. Полезнее деловое здравомыслие, что не рассуждает больше, чем необходимо.
  220. * Вводить в игру неведение... Не надо быть невеждой, но невеждой притвориться иногда совсем неплохо... Глупец не тот, кто глупость на себя напускает, а кто ею неизлечимо хворает... Верный способ снискать расположение – одеться в шкуру самого глупого животного.
  221. * Насмешки терпеть, но самому не насмехаться... Шутка дозволенная приятна, а какую кто стерпит – зависит от способности терпеть… шутка требует немалого уменья и благоразумия. Прежде чем затеешь шутку, надо знать предел терпения у того, над кем хочешь подшутить.
  222. * Упорно следовать к цели. У некоторых все силы уходят на начало… их характеру не хватает постоянства. Похвал им не дождаться… Если дело благое, почему его не завершить? Если дурное – зачем было начинать?...
  223. * Не надо быть только голубем. С голубиной кротостью да сочетается хитрость змеиная… Обману поддаются не только по глупости, но и от честности… Пусть проницательность будет… чутка... Соединив в себе голубя и змею, будь не чудищем, но чудом.
  224. * Искусство обязывать к благодарности. Некоторые, принимая услугу, как бы ее оказывают… Есть люди столь искусные, что, прося, честь делают, свою выгоду превращают в почесть для благодетеля... Немалое это искусство, но искуснее тот, кто раскусив обман,… отплатит за лесть такою же честью. Тогда каждый останется при своих.
  225. * Иногда судить по-своему, а не так, как все; это свидетельствует об уме. Не цени того, кто никогда тебе не возражает, – это говорит не о его любви к тебе, а о его любви к себе; … Огорчайся, если все, что делаешь, всем нравится, – верный знак, что дела твои нехороши. Совершенное доступно немногим.
  226. * Не оправдываться, пока не требуют... чрезмерные оправдания – признание преступления. Заранее извиняться – обвинить себя... Преждевременно доказывая свою правоту, пробудишь дремавшую подозрительность… 
  227. * Чуть больше знать, чуть меньше жить... Нам ничего не принадлежит, кроме нашего времени; … В равной степени достойны сожаления те, кто тратит драгоценную жизнь на занятия низменные, и те, кто сверх меры обременены высокими. Не перегружай себя ни трудами, ни чужой завистью… Иные распространяют это правило и на знания – но ведь кто не познает, тот не живет.
  228. * Не давай последнему себя увлечь. Есть люди последнего впечатления… Желания и суждения таких людей – сущий воск: последнее кладет свою печать, стирая все предыдущие… Вечные дети, они до конца жизни не достойны доверия…. воля и разум у них хромают, клонясь то в одну, то в другую сторону.
  229. * Не начинать жизнь с того, чем надо заканчивать. Иной расположится отдыхать в начале пути, оставляя труды на потом. Нет, сперва – главное, а останется время – второстепенное... В жизни, как и в учении, важен метод.
  230. * Когда понимать наоборот? Когда собеседник лукавит... Говорят дурно, стало быть, ценят; … На их похвалу тоже не полагайся – чтобы не хвалить добрых, хвалят и злых. Но для кого нет злых, для того нет и добрых.
  231.  * Не принижать себя до чужого понимания... Ценится то, что дорого стоит… Проявляй больше благоразумия, больше учености, чем требуется, – чтобы выиграть в мнении собеседника, но в меру и под стать ему…
  232. *  Не относиться беспечно к беде, даже малой, – … беды, как и радости, ходят вереницей… Споткнуться – пустяк, да вот покатишься – и бог весть до чего докатишься; ни благо не бывает совершенным, ни зло – вполне завершенным. Если беда небом ниспослана – терпение; если земная – разумение.  
  233. И добро делать с умом – понемногу и часто... кто помногу дает - не дает, а продает. Пусть благодарность не иссякнет – увидят предел, дружбе конец. Немалое уменье необходимо дающему – чтобы и себе недорого, и получающему желанно: тогда – то и будет ценно.
  234. Всегда быть начеку – против невежд, упрямцев, спесивцев, против всякого вида невежд... благоразумие в том, чтобы с ними разминуться... Будь настороже, не подвергай свое доброе имя пересудам черни;… По морю человеческому плыть нелегко, оно усеяно рифами бесчестья; самое надежное – уклоняться,…   искусная увертка очень помогает... свернуть в залив учтивости – кратчайший выход из затруднений.
  235. * Не доводить до разрыва – от него всегда страдает доброе имя. Врагом способен стать любой, другом – далеко не каждый… Худшие враги – из бывших друзей: бьют по твоим слабостям, им одним ведомым… А зрители обсуждают… Если разрыв неизбежен, он извинителен, но лучше охладить приязнь, чем разжечь неприязнь… уместно подумать о достойном отступлении.
  236. * Найти человека, который поможет в несчастье. Не будь одинок, особенно в деле неверном... надо иметь человека, который либо будет тебя оправдывать, либо поможет снести неудачу… в одиночку тяжесть неудачи удваивается и становится непереносимой.
  237. * Упреждать враждебность – обратив ее в благосклонность... Великая тонкость – сделать доверенным лицом того, кто мог стать соперником… Возможные горести превратить в радости – значит, уметь жить. Само недоброжелательство обращай в дружелюбие.
  238. * Полной преданности и сам не выказывай и от других не жди.Не смотри тут ни на родство, ни на на дружбу, ни даже на бесспорный долг;... Самая тесная близость допускает исключения - правилам обходительности в том нет ущерба...
  239. * Не упорствовать в неразумном... начав с ошибки, думают продемонстрировать постоянство, продолжая в этом же духе... Иные, начав с неведения и упорствуя в невежестве, коснеют в неразумии; видно, им нравится быть последовательными глупцами.
  240. * Шелковые слова, бархатный нрав. Стрелы разят тело, горькие слова – душу… Уста твои да будут полны сахару – подслащать речи, даже на вкус врагов. А верный способ быть любезным – всегда быть невозмутимым.
  241. * Благоразумный делает вначале то, что неразумный в конце. И тот и другой совершают одно и то же – разница лишь когда: один действует вовремя, другой – нет... рассудительный сразу видит, что надо сделать раньше, что позже, и делает это с охотой и со славой.
  242. * Пользуйся тем, что ты нов; пока ты – новинка, тебя ценят. Новое нравится, оно вносит разнообразие, освежает удовольствие… помни, что слава твоя как новинка будет недолга… Поэтому воспользуйся первой волной восхищения и в разгаре успеха извлеки все, на что можешь претендовать… Поверь, все имело свою пору цветения – и все миновало.
  243. * Не осуждай один то, что нравится всем... Необычное суждение неприятно, а ошибаться – смешно,… останешься один со своим дурным вкусом. Раз не можешь отыскать хорошее, скрой свое бессилие… Что все говорят, то либо есть, либо должно быть.
  244. * Во всяком деле, если мало знаешь, держись проверенного. Хотя умницей не назовут, зато сочтут человеком основательным... Скудным знаниям – проверенная дорога. Да и во всех случаях, со знаниями или без, благоразумнее держаться привычного, чем необычного.
  245. * Оказывать добро тому, кто платит учтивостью, – еще больше обязать... Для человека порядочного нет дороже того, что ему дали даром: как бы за двойную цену: за его достоинства и за учтивость. Правда, для подлеца учтивость – галиматья, язык обхождения любезного ему непонятен.
  246. * Забывать – это скорее благодать, чем искусство… Порой лучшее лекарство от беды – забыть о ней, но о самом лекарстве этом мы забываем. Надобно приучать память быть полезной для нас – ведь ее одной достаточно, чтобы вознести в рай или ввергнуть в ад…
  247. * Не имей беспечных дней. Судьба любит сыграть с нами шутку… Таланту, рассудку, доблести, даже красоте – всем нужно быть настороже: день слепой беспечности будет днем их падения… опасны дни торжества… коварство… для испытания нашей доблести избирает день, когда этого меньше всего ждешь.
  248. * Ставить своим подчиненным задачу. Трудная задача, предложенная вовремя, сделала многих личностями – надо тонуть, чтобы научиться плавать. У многих доблесть, даже ученость, не представься случай, таилась бы погребенная в своей робости...  
  249. * Не оказаться плохим от чрезмерного благодушия. Кого ничто не сердит, у того нет сердца, а бесчувственный не может быть личностью. Не всегда это от невозмутимости духа, чаще – от неспособности чувствовать. К месту рассердиться – акт личностный…
  250. *Знать нрав тех, с кем имеешь дело, - чтобі понять их намерения... Учись разгадівать віражение лица, по внешним знакам читать душу... кто всегда смеется - от глупости; кто никогда не смеется - от злости. Избегай любопітного - от легкоміслия, от наглости... 
  251. * Быть привлекательным – в том обаяние мудрой учтивости... Одних достоинств недостаточно, если не прибегают к обаянию, – только оно сделает тебя любимым, оно – самое действенное орудие владык... 
  252. * Снисходить до обычного, но не до неприличного. Не держись чопорно, брюзгливо – это противно учтивости... Не считай и себя исключением: вызывающее поведение – неуважение к другим; не позволяй себе капризы… Лучшая роль для мужчины – быть мужчиной; женщина - та может достойно подражать мужчине, но не наоборот.
  253. * Обновляй свой нрав с помощью природы и искусства... пусть и в дальнейшем, … входит новое совершенство… А ведь многие свое поведение меняют лишь при перемене положения или должности, а в характере это становится заметным когда уже в глаза бросается…
  254. * Человек, умеющий себя показать. В этом – блеск достоинств. Для каждого из них своя пора… Когда умение показать себя сочетается с качествами выдающимися – человек слывет чудом... Красуясь, соблюдай меру, чтобы не впасть в пошлость, и помни, что неумеренность осуждается благоразумными. Порою это искусство состоит больше в немом красноречии,… благоразумная сдержанность – наиболее приятный вид похвальбы: отрицая у себя способность, ты только подстегиваешь любопытство… И пусть одна способность служит залогом другой...
  255. * Не быть слишком приметным. Только окажись на примете, сами достоинства станут недостатком. А причина в том, что необычное чаще осуждают; … Но иным лестно прогреметь хоть бы пороками… Даже большая ученость и та вырождается в болтливую глупость.
  256. * Не всегда возражать на возражения. Необходимо различать, когда противоречат по невежеству, а когда из лукавства, иногда это упрямство, но может быть и хитрость. Итак, остерегайся сам впасть в первое и пасть жертвою второй…
  257. * Человек чести. Добрым нравам пришел конец, обязательства не признаются, благодарность встретишь редко; чем усердней служба, тем скудней награда – такая мода пошла повсюду. Есть целые народы, склонные к дурным поступкам… Но муж чести, взирая на других, никогда не забудет, кто он.
  258. * Одобрение разумных. Холодное «да» мужа выдающегося более лестно, чем похвала толпы…Мудрые судят с пониманием дела, только их похвала доставляет неисчерпаемую радость.... 
  259. * Отсутствие иногда полезно – прибавляет уважения, подымает цену... Достоинства вблизи блекнут… Кто в зените славы скроется с глаз, тот ее сохранит. Даже феникс исчезает, чтобы заблистать еще ярче: разжигая желание, освежить почитание.
  260. * Благоразумно изобретательный... Изобретательность – у талантливых; отбор – у благоразумных... Отбирать удачно удавалось многим, изобретать удачно – немногим:.. Новое всем нравится, а если еще и вовремя появилось - вдвойне отлично... 
  261. * Не будь назойлив – не хлебнешь позора... приходи туда, где желанен, где тебя радушно встретят; не приходи, пока не просят, и уходи до того, как попросят...  Назойливый – постоянная мишень для поношений...
  262. * Не губить себя из-за чужого несчастья. Гляди, кто-то тонет в болоте, и помни – туда же потянет и тебя, чтобы вместе утешаться в общей беде... С утопающими необходима особая осторожность – чтобы и его спасти и самому не утонуть.
  263. * Не давай себя опутывать обязательствами всем и каждому – станешь рабом, притом всеобщим... Всех даров дороже свобода, и ее всего легче потерять. Лучше пусть от тебя зависят многие, чем тебе зависеть от одного… 
  264. * Никогда не действовать в пылу страсти – все сделаешь не так... Как почувствуешь, что не в себе, пусть благоразумие бьет отбой, чтобы не возгорелась кровь,.. в один час натворишь такого, что на много дней хватит: тебе каяться, людям осуждать.
  265. * Применяться к обстоятельствам. В правлении, в суждении – все должно быть к месту; хотеть, когда можешь;… в желаниях никогда не зарекайся – может, завтра придется той воды напиться, на которую нынче и глядеть не хочется... 
  266. * Самое пагубное для репутации человека – показать, что он всего лишь человек;… Смертный враг доброй славы – легкомыслие ... Порядочность обнаруживается в речах, но куда вернее – в делах. Тут необходимы острое внимание, неустанная наблюдательность и трезвое суждение.
  267. * Как ни высок пост, покажи, что личность выше. У кого велик запас духовного, тот с каждым новым делом сам растет и обнаруживает все больше достоинств... Для этого необходима высота души и благоразумная уверенность в себе.
  268. * О зрелости. Она блистает в облике, но еще вернее – в нраве… Осанка человека – фасад души; степенность – … спокойная уверенность:… Зрелость свойственна лишь человеку в полном смысле слова – насколько он зрел, настолько он личность; ...
  269. * Умерять себя в суждениях ... У большинства мнение во власти пристрастия... Пусть каждый поставит себя на место противника, пусть поймет его доводы – тогда,… и его не осудит и себя так безоговорочно не оправдает.
  270. * Быть не суетливым, а деловым.... Тщеславная суетность всегда несносна, в делах же смехотворна... Меньше всего хвались высокими достоинствами;… хвалить предоставь другим. Деяния отдавай даром, не продавай…