Буковинський Державний Медичний Університет

БІБЛІОТЕКА

Вдосконалюємося для вас!
Вгору

“Третьяковская галерея” искусство Н.П.Крымова

Искусство Николая Петровича Крымова принадлежит XX столетию. 
        Крымов Н.П. родился в Москве 3 мая (20 апреля по старому стилю) 1884 года в семье художника. Петр Алексеевич Крымов, рано заметив у младшего сына незаурядные способности к рисованию, сам подготовил его к экзаменам в Училище живописи, ваяния и зодчества. В 1904 году Николай Крымов был принят в училище в числе первых, сначала – на архитектурное отделение, но вскоре юноша перешел в пейзажную мастерскую А.Васнецова. К талантливому ученику очень доброжелательно относился В.Серов, преподававший в это время в училище. Он внимательно следил за развитием его творчества, поддерживал интерес к пейзажной живописи. В знак особого расположения к начинающему художнику Серов подарил ему доску с пожеланием написать на ней полюбившийся пейзаж. Этот подарок стал самой дорогой реликвией в доме художника, и только в 1957 году, незадолго до своей смерти, Крымов решился написать на ней тарусский пейзаж, который сейчас находится в Пермской государственной художественной галерее.
        В картине «К весне» в изображении маленького домика, почти совсем занесенного снегом, крыши, начинающей оттаивать от горячих лучей весеннего солнца, чинно усевшихся на ветках снегирей, петуха, взлетевшего на поленницу дров, точно подмечены и тонко переданы приметы весны. Крымов на основе разных этюдов создал стройную картинную композицию декоративного характера, построенную на тонком отношении цветовых пятен и силуэтов предметов. Известный историк искусства П.Муратов считал это произведение «… первой настоящей картиной, написанной Крымовым».
        Параллельно с работами цикла «крыш» Крымов написал композиции, развивающие тему его «ночных» пейзажей. К ним относится картина «Песчаные откосы» (1907). Пейзаж, весь окутанный блекло-молочной дымкой, в которой едва угадываются очертания предметов, погружает зрителя в сказочный мир светлой ночи. Здесь уже создан вымышленный образ природы, хотя использованы живописные приемы, найденные художником в цикле «крыш».
        С большой силой новые живописные черты проявились в картине «Новый трактир» (1909). Решена она в откровенной лубочной манере, характеристики персонажей доходят порой до гротеска. Колорит картины, открытый, звучный, построен на сопоставлениях оранжевого, зеленого и синего цветов.
        Параллельно с острыми динамичными композициями, решенными на локальных крупных цветовых пятнах, художник создает и такие картины, как «Московский пейзаж. Радуга» (1908), в которой лубочный принцип сочетается с гаммой утонченных цветовых отношений. В этом произведении Крымова звучит тема обновления природы после прошедшей грозы. При помощи цвета художник добивается здесь выразительных эффектов: бликуют под солнечными лучами мокрые крыши и листва, на землю легли удивительные по красоте лиловые тени, в ярком многоцветий распласталась на небе радуга.
        В «Желтом сарае» 1909г. проявился интерес художника к конкретно-временным состояниям природы. Мастерски передано на полотне мимолетное состояние, когда закатные лучи последним, ослабевающим заревом окрашивают стены сарая, превращая их в пламенеющее пятно; оранжевыми бликами вспыхивают белые стволы деревьев, а их зеленая листва приобретает теплый охристый оттенок. Повышенная экспрессия цвета позволяет художнику показать внутреннюю мощь природы, а человек как бы является свидетелем ее силы.
        В 1909 году картина «Желтый сарай» по инициативе известного живописца и знатока искусства И.Остроухова была приобретена для Третьяковской галереи. Этот факт вызвал споры и дискуссии в прессе. Остро-ухова обвиняли в том, что, приобретая такие картины, как «Бой» Рериха и «Желтый сарай» Крымова, «он засоряет галерею мусором». Остроухов же понимал, что творчество Крымова развивается в русле прогрессивного русского искусства того времени. П.Муратов так писал о Крымове: «На этого молодого художника должно быть обращено особое внимание тех, кого интересует судьба русского пейзажа. Его произведения уже определенно принадлежат новой эпохе нашей пейзажной живописи».
        Закончив в 1911 году Училище живописи, ваяния и зодчества, Крымов был уже сложившимся художником, получившим широкую известность и признание публики. Каждая новая выставка, в которой он принимал участие, свидетельствовала о его огромной работоспособности, целенаправленности, творческом поиске. В целом 1910-е годы характеризуются дальнейшей разработкой Крымовым проблемы пейзажа-картины. Он продолжает много экспериментировать, ищет новые решения. С 1914 года Крымов летом живет в подмосковном местечке Красково, где пишет большое количество этюдов с натуры, поэтичных и красивых по живописи. И все же условная декоративность, применяемая им в предыдущих полотнах, остается главенствующей в этих работах.
        В 1922 году в залах Государственной Третьяковской галереи была открыта персональная выставка Крымова. Выставка подытожила первый период творчества художника, показала, что этот большой мастер пейзажной живописи стоит в одном ряду с такими известными художниками, как А.Рылов, К.Богаевский, А.Куприн, П.Кончаловский. В экспозиции было представлено 186 произведений.
        Начало 1920-х годов связано с новым этапом в творческой биографии Крымова. Условно его можно назвать звенигородским периодом. Начиная с 1920 и до 1927 года в летнее время художник жил и работал под Москвой в окрестностях Звенигорода. Искусство Крымова в это время идет в двух направлениях. В Звенигороде он создает произведения, связанные с ежедневной работой на пленэре, а в зимние месяцы, в Москве, пишет многочисленные картины и рисует по памяти. Наверное, закономерно, что именно в звенигородский период Крымов внимательно изучал наследие И.Левитана, который в свое время много работал в Звенигороде. Вспоминая об этих годах, Крымов писал: «Меня поражало в Левитане его необычайно тонкое зрение, умение передавать моменты дня и характер русской природы.
        В картине «Серый день» дерево с раскидистой кроной, гордо главенствующее над пейзажем, организует вокруг себя всю композицию. Его четкий силуэт, проецируясь на осеннее перламутровое небо, как бы рождается из промокшей могучей массы земли. Побуревшие от дождя соломенные крыши сараев уютно вписались в густую зелень деревьев. Здесь ярко ощутимо левитановское влияние. С большой поэтичностью переданы настроение дождливого дня, ожидание грустных перемен. Это ощущение достигнуто и композицией, и общей колористической гаммой картины, выдержанной в зеленовато-охристых и серых, тонко сбалансированных тонах.
        Творческая фантазия художника упорядочивает формы натурного пейзажа, подчиняя их законам гармонии, наделяя героико-возвышенными чертами. Примером служат полотна «Лето» (1926), «У мельницы» (1927). Пейзаж «У мельницы» наполнен состоянием покоя и тишины. Расстилающаяся на переднем плане гладь реки застыла в оцепенении, отражая в своей поверхности причудливые отблески неба и округлые пышные кроны деревьев.
        Следующий этап творчества Крымова — самый продолжительный. Он охватывает тридцать лет, с 1928 по 1958 год. Обычно его называют та-русским периодом, так как большинство произведений художника связано с мотивами природы небольшого приокского городка Тарусы. Таруса с давних пор была любимым местом русских художников. Крымов приезжал туда каждое лето работать и отдыхать, исключая военные годы.
        Одним из самых известных произведений художника этого периода является картина «Летний день в Тарусе» (1939—1940)-обобщенный, глубоко продуманный и прочувствованный образ Родины. Картина вобрала в себя содержание большого количества написанных в разное время этюдов и картин. В творчестве Крымова она стала средоточием темы Оки, живописных ее берегов, бескрайних просторов лугов. Пейзаж сразу, с первого взгляда вызывает чувство, что он давно знаком. Вся природа залита ярким солнцем. Оно наполнило зноем воздух, раскалило листву и окутало золотистым маревом даль реки. Кустарник, маленькие елочки на первом плане выделяются зелеными пятнами на фоне охристой зелени выгоревшей травы, бросая короткие густые тени. Широкие пастозные мазки уверенно лепят форму кустов, деревьев, коричнево-зеленых теней. Вдали поблескивает река, а за ней расстилается бескрайняя даль лесов, уходящая к горизонту. Пейзаж наполнен чувством тонкого лиризма и большой человечностью.
        Картина «Летний день в Тарусе» была восторженно встречена зрителями и критикой. Она экспонировалась на многих выставках и была приобретена Государственной Третьяковской галереей.
        В полотнах тарусского периода нашли яркое воплощение принципы тональной живописи, которые были четко отработаны и сформулированы художником в ряде теоретических статей. Тоном Крымов называл степень светосилы цвета, верное видение которого важнее для художника, чем видение цвета, потому что ошибка в тоне дает неверный цвет. И без верно взятого тона невозможно передать общее состояние природы, пространство и материал. Крымов писал: «… я думал о том, что хорошо бы иметь в живописи, как и в музыке, камертон, то есть такой предмет, который не терял бы своей светосилы ни днем, ни ночью, ни зимой, ни летом, был бы постоянным, не меняющимся от окружающих условий . . . Вот здесь, вечером, наведя спичку на небо, я понял, что ее пламя и может быть тем именно камертоном в живописи, который я долго отыскивал, так как ни солнечный свет, ни другой источник света не могут изменить тон ее огня».
        Крымов преимущественно писал летние пейзажи, но до нас дошло немалое количество произведений, посвященных зиме. Часто прихварывая, сидя у окна своей московской квартиры, Крымов любил подолгу смотреть и писать заснеженные крыши домов; крыши были для него миром, который помогал ему в трудные годы болезни не расставаться с живописью. С середины 1930-х годов, вынужденный из-за болезни редко выходить на улицу, Крымов преимущественно работал дома и писал пейзажи по памяти.
        Хранятся в Третьяковской галерее несколько зимних пейзажей, созданных Крымовым в этот период: на них изображены уютные, занесенные снегом маленькие домики провинциального городка, освещенные золотистым светом заходящего морозного солнца. Прекрасно передано настроение угасающего зимнего дня. Вечер — одно из самых любимых Крымовым состояний природы. Воспроизведение грани дня и вечера — именно то «чуть-чуть» в крымовской живописи, о котором он так часто говорил своим ученикам. В картинах это короткое по протяженности время как бы обостряет все существо природы, мимолетными и изменчивыми становятся ее цвета, густеют тени, светлеет горизонт, солнце на снегу вспыхивает неожиданными золотистыми и охристо-лиловыми пятнами. Кажется, что еще несколько мгновений и сумерки погасят эту красивую пору дня.
        Начало Великой Отечественной войны глубоко потрясло художника. Здоровье его резко ухудшилось. Большинство его друзей и учеников ушли на фронт или уехали в эвакуацию. Николай Петрович почти не работал.
        В первую послевоенную весну он выехал в любимую Тарусу. Художник почти не выходил из дома, балкон был переоборудован в мастерскую. Открывавшийся с него вид охватывал разнообразную панораму городка с улицей, садами, спускающимися к берегам Оки.
        Важное место в творческой жизни художника занимала преподавательская деятельность. Он преподавал во Вхутемасе, в Изотехникуме памяти 1905 года. Он был чутким и внимательным педагогом. Во время обучения Крымов подмечал склонности учащихся к определенному жанру и очень тактично направлял их развитие по нужному руслу. Художник неоднократно повторял ученикам, что главная его задача — научить их ремеслу живописи, а все остальное решает талант.
        Крымов как художник влиял не только на своих учеников. Будучи человеком общительным и удивительно доброжелательным, он охотно делился своим творческим опытом со всеми, кто приходил к нему за советом или консультацией. Познакомившись с ним однажды, молодые художники становились или близкими его друзьями, или сохраняли с ним долгие годы самые добрые отношения.
        В 1954 году в связи с 70-летием со дня рождения Николая Петровича Крымова в залах Академии художеств СССР состоялась вторая персональная выставка художника. Она вызвала огромный интерес у зрителей и художественной общественности. На ней Крымов предстал как большой, серьезный мастер пейзажной живописи.
        Живописные полотна Крымова составляют золотой фонд русского и советского изобразительного искусства.
        Государственная Третьяковская галерея гордится прекрасным собранием произведений этого замечательного мастера русской и советской пейзажной живописи. Оно дает возможность увидеть эволюцию художественного поиска Крымова, богатство его творческих достижений.